Орехово-Зуево


Орехово-Зуево — трамплин в кинематограф
(страницы будущей книги Е.Я.Голоднова)


«Раскол» Бахревского.

Владислав  Анатольевич Бахревский
Владислав Анатольевич Бахревский
фото с сайта rospisatel.ru

20-серийный телевизионный фильм «Раскол» (2011), основанный на реальных исторических событиях 17 века, был снят режиссером Николаем Досталем по сценарию петербургского писателя Михаила Кураева. Писатель, напомню, готовил сценарий для предыдущего весьма оригинального фильма Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное» (2009).

По мнению различных критиков сценарий фильма «Раскол» является творческой переработкой романов известного писателя Владислава Анатольевича Бахревского «Аввакум», «Никон» и «Тишайший».

Владислав Бахревский, выпускник Орехово-Зуевского педагогического института. Начинал ещё в 1960 г. как детский писатель, поэт, а сегодня он — автор более сорока книг, девяти исторических романов — два из них вышли в серии ЖЗЛ о Савве Мамонтове и Виктора Васнецове — заслуженный деятель искусств Республики Крым. Лауреат многих престижных литературных премий, в т.ч. номинант Патриаршей литературной премии.

С 1948 г. писатель тесно связан с Орехово-Зуевом, где жил с семьёй до 1975 года. Здесь по сей день живут его родные. Сам Бахревский проживает в Наро-Фоминском районе Подмосковья и продолжает (как и в былые 1960-е) руководить старейшим в России Орехово-Зуевским городским литературным объединением «Основа» (созданным ещё в июне 1925 года при участии Дмитрия Фурманова и Сергея Городецкого).

Первый советский звуковой приключенческий фильм.

Александр Владимирович Перегудов
Александр Владимирович Перегудов
фото с сайта ohot-prostory.ru

В 1980-е старейшим писателем Подмосковья считался наш земляк Александр Владимирович Перегудов (1894-1989). В своей автобиографии он отметил, что получил «путевку» в большую литературу от Максима Горького. Перегудов не любил столичной суеты и прожил семьдесят лет в городе Ликино-Дулёво, широко известным своими уникальными заводами — фарфоровым, красочным и автобусным.

Писатель прожил почти 95 лет, не дожив четырех дней до своего юбилея. Его скромный, не богемный характер не помешал ему однажды внести свою лепту в отечественный кинематограф.

Со старым мастером слова мне посчастливилось встретиться, когда я учился ещё в Орехово-Зуевском педагогическом вузе. К тому времени 92-летний писатель почти никого уже не принимал. Родственники допустили меня к нему только потому, что мы вели с ним активную переписку. В январе 1986 года (после моей демобилизации из армии, куда Перегудов мне тоже написал письмо) мы встретились с легендарным автором воочию. В беседе участвовал и известный краевед Владимир Сергеевич Лизунов. Общались более трех часов.

Писатель тогда признался, что уже ни с кем так долго не разговаривал. А тема была всем нам близкая: литература и кинематограф.

В далёком 1934-м среди советских писателей был объявлен творческий конкурс на создание сценария для увлекательного и живописного художественного фильма. В конкурсе приняли участие такие корифеи литературы, как Михаил Пришвин, Иван Соколов-Микитов и наш писатель-земляк Александр Перегудов (в ту пору ему было сорок лет). Пришвин написал «Хижину старого Лувена», Соколов-Микитов — «Путь корабля», а Перегудов — «Золотое озеро». И так случилось, что именно сценарий нашего земляка оказался самым привлекательным. Вышедший на киноэкран в 1935-м игровой фильм «Золотое озеро» стал первой советской звуковой приключенческой кинолентой. Съёмки проходили на горном Алтае, в труднопроходимых тогда местах, на Телецком озере. На местном языке, по-ойротски, оно означает «Золотое озеро» — Алтын-кель. По признанию автора сценария подобное совпадение ему даже не снилось.

Андрей Файт в фильме «Золотое озеро»
Андрей Файт в фильме «Золотое озеро»
фото с сайта kino-teatr.ru

Всю прелесть и неповторимость щедрой алтайской природы в художественном фильме сумел передать оператор Александр Владимирович Шеленков (1903-1996). Вслед за этим кинодебютом он снял популярные для многих поколений зрителей СССР фильмы: «Зоя», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Коммунист» с Евгением Урбанским, мужем известной артистки Т.Е.Лавровой (нашей землячки), в главной роли. Режиссёром и соавтором сценария «Золотого озера» стал Владимир Адольфович Шнейдеров (1900-1973) — создатель и ведущий в 1960-1973 гг. (ещё до Юрия Сенкевича) любимой в народе телепередачи — «Клуб кинопутешествий». В «Золотом озере» (получившим высокую оценку от корифея литературы М. Горького) зрители увидели яростную борьбу геологов-золотоискателей и бандитов. В фильме играли популярные актёры того времени, и среди них — Андрей Файт, известный нам по киносказкам «Волшебная лампа Алладина», «Королевство кривых зеркал», «Гончарный круг» и другим работам. Перегудов отзывался о нём, как о талантливом актёре, добром интеллигентном человеке, которому приходилось играть в основном «отрицательных» героев — бандитов, колдунов, белогвардейцев. Сохранились воспоминания заслуженного артиста РСФСР Андрея Андреевича Файта (1903-1976) о его участии в «Золотом озере» и «Джульбарсе», опубликованные в журнале «Советский экран» в 1975 г. По моей просьбе, в середине 1980-х гг., редакция журнала выслала мне этот номер. Осталась в рукописи незавершённой и неизданной книга старого мастера. В воспоминаниях известный актер называет нашего земляка А.В. Перегудова в качестве главного автора сценария, а «на втором месте» уже упоминается и народный артист РСФСР, режиссёр В.А. Шнейдеров.

Впоследствии Александр Владимирович вспоминал, как ему в 60-е годы прислали «незаслуженный» гонорар из Госкомитета по охране авторских прав. «Виновником» оказался актёр Андрей Файт, включивший в свой биографический фильм фрагменты «Золотого озера».

В творческой судьбе Перегудова было ещё одно приобщение к кинематографу. Незадолго до Великой Отечественной войны, в 1937 году, он с известным советским писателем — лауреатом Государственной премии (1941) и близким другом А.С. Новиковым-Прибоем начал создавать киносценарий о жизни военных моряков. Александр Владимирович и Алексей Силыч побывали в Кронштадте, Севастополе, жили вместе с моряками в течение почти двух недель на линкоре — тяжело вооруженном и бронированном артиллерийском военном корабле, основной задачей которого являлось уничтожение кораблей противника. Их киносценарий с названием «Преданность» пришелся по душе командованию Черноморского флота, на него обратила внимание пресса того времени, он был включен Комитетом по делам кинематографии СССР в дополнительный тематический план 1940-1941 гг. и передан для постановки на Одесскую киностудию…

К большому сожалению, начавшаяся летом 1941-го война с фашистами помешала этим планам, а вскоре серьёзно заболел и скончался в апреле 1944 г. в Москве Новиков-Прибой… Об их совместной работе в кинематографе и многолетней крепкой дружбе с Алексеем Силычем А.В.Перегудов рассказал в «Повести о писателе и друге», выпущенной в свет в 1953 году.

А.В. Перегудов стал одним из первых среди наших земляков, кто близко прикоснулся к «обыкновенному чуду» кинематографа. Но не единственным из первопроходцев.

Отец и дочь — «народные».

Татьяна Лаврова в фильме «Вылет задерживается»
Татьяна Лаврова в фильме «Вылет задерживается»,
фото с сайта kino-teatr.ru

В 1936 году на «Мосфильме» снял свой художественный фильм «Гаврош» правнук мануфактур-советника, потомственного почетного гражданина, Покровского 1-й гильдии купца Викулы Елисеевича Морозова (1829-1894) кинооператор, народный артист РСФСР Евгений Николаевич Андриканис (1909-1993). Совместно с Сергеем Юткевичем он создал художественные фильмы: «Пржевальский», «Отелло», «Рассказы о Ленине» («Последняя осень»)... В качестве кинорежиссера Е.Н. Андриканис поставил художественные фильмы «Северная повесть», «Казнены на рассвете». Он много работал и как режиссер-постановщик документальных фильмов. В годы Великой Отечественной он — участник фронтовой киногруппы, снимал, в частности, эскадрилью «Нормандия — Неман».

Его дочь, народная артистка РФ Татьяна Евгеньевна Лаврова (1938-2007), известна своими работами и в театре — МХАТЕ им. Чехова, «Современнике» — и в кино. Была удостоена «Серебряной Нимфы» на международном кинофестивале в Монте-Карло за исполнение главной роли в фильме режиссера-земляка Леонида Марягина «Вылет задерживается» (1974). Актриса признавалась, что фамилию Лаврова просто выдумала. А родной была всё же — Андриканис.

С Т.Е Лавровой я познакомился на творческом вечере во МХАТе им. Чехова, посвящённом 130-летию Саввы Тимофеевича Морозова 29 февраля 1992 г., организованном по инициативе ореховозуевцев. Татьяна Евгеньевна готова была приехать в Орехово-Зуево весной 1992 г. и выступить перед жителями, но, увы, руководство Ореховского текстильного комбината — правопреемника бывшей Никольской мануфактуры Морозовых, не посчитало нужным оказать содействие этой встрече.

«Весна на Заречной улице».

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»
фото с сайта filmsov.ru

Послевоенное поколение ореховозуевцев помнит, какой фурор произвёл у зрителей кинотеатра «Художественный» фильм режиссеров Феликса Миронера (он же и автор сценария) и Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице». Это была одна из лучших ролей Николая Рыбникова. Лента снималась на Одесской киностудии операторами Радомиром Василевским и Петром Тодоровским в 1956 году.

Приятно, что к этой картине «приложил руку» и наш земляк, выпускник ВГИКа, Геннадий Степанович Никитин. В съемочной группе фильма он выполнял роль второго оператора. Семья Никитиных долгое время жила в старинной части города — Зуеве, на улице имени 1905 г. в доме № 1. Местные старожилы помнят этот дом, недалеко от бывшего старого Зуевского рынка. О знаменитом соседе рассказала в своей книге «Родная улица моя» (1997) краевед, заслуженный учитель России, член Союза писателей РФ Наталья Васильевна Ильина.

Кинооператор, член Союза кинематографистов СССР Г.С. Никитин участвовал в создании нескольких художественных и документальных фильмов, в том числе и о животных. В 1970-1980-е годы жил в Москве на улице имени маршала Тухачевского.

Страницы  1  2  3  4  5  6  7  8

Евгений Голоднов,
председатель объединения «Радуница»,
член Союза краеведов России.

27.03.2015 г.

 

Наверх

© White Mouse 2001-2024 г.


Яндекс цитирования
Использование текстов и изображений с White Mouse Site в качестве элементов
других сайтов без разрешения администратора запрещено!