Орехово-Зуево — Краевестник


На качество Российских товаров
равнялась Европа

Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества»

13 марта 2017 г. в Российском историческом обществе в Москве на ул. Воронцово поле, открылся совместный с «Деловой Россией» проект: выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества». В их работе принял участие председатель Морозовского клуба Андрей Столяров.

Выставку открыли председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, сопредседатель «Деловой России», бизнес-омбудсмен Борис Титов, директор Института российской истории РАН Андрей Петров. Они выразили надежду, что традиции лучших российских производителей XIX века продолжат современные предприниматели.

На выставке были представлены стенды и экспонаты лучших производителей кондитерской и ликёро-водочной продукции XIX — начала XX века. Это Алексей Абрикосов, ныне концерн «Бабаевский». Григорий Борман, основатель кондитерской компании «Жорж Борман». Фердинанд Эйнем, ныне «Красный Октябрь». Георг Ландрин, основатель одноименной компании. Надо сказать, что русский шоколад 100 лет назад пользовался бóльшей популярностью в Европе нежели швейцарский или французский. Посетителям были представлены раритетные (более 100 лет) экспонаты упаковок российских производителей кондитерских изделий, не распечатанных до сих пор!

Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества» Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества»
Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества» Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества» Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества»

Вторая часть выставки — «Питейное дело в дореволюционной России. Напитки для Императора и Великих Князей» — посвящена мастерам винного дела:

  • Торговое товарищество «Братья Елисеевы».
  • Смирнов Пётр Арсентьевич.
  • Товарищество «Н.Л.Шустов с С-ми».
  • Водочный завод «Бекман и Ко»
  • Водочный завод «Келлер и Ко»
  • Реймс, Товарищество «Р.Кёлер и Ко»
  • Завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо»

Среди эксклюзивных экспонатов подлинные напитки для императоров и великих князей, ставшие бесценным свидетельствами высокого искусства производства отечественных вин, водки, коньяка и настоек.

Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества» Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества» Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества»

Доклады, представленные на последующей конференции, исследовали тему сертификации качества продукции в дореволюционной России. К таким знакам качества относились: знак «Поставщика Двора Его Императорского Величества» и государственные двуглавые орлы. Сам институт поставщиков Двора Е.И.В. представлял собой правила и механизмы, выработанные Министерством Императорского Двора с целью поощрения лучших производителей товаров, поставляемых Императорскому двору и Великокняжеским дворам. Право именоваться «Поставщиком Д.Е.И.В.» было впервые введено в 1824 году. А процедура юридического оформления этого звания была узаконена в 1856 году.

Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества» Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества»
Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества» Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества»

Всего за всю историю России таких официальных поставщиков насчитывается около 1300. В иные годы такое звание получало до 40 человек. Именно человек, а не фирм или производств. Поэтому после смерти носителя звания, его наследники должны были проходить процедуру получения звания заново. Процедура была довольно длительной, т.к. помимо оформления различных бумаг в важных инстанциях, производитель должен был 8–10 лет поставлять свой высочайшего качества товар хозяйственным подразделениям Императорского двора.

Понятно, что такой «испытательный срок» некачественные товары выдержать не могли.

И всё-таки, единства в оценке качества российских производителей не было. По той причине, что право называться «Поставщиком Д.Е.И.В.» давало сразу 2 ведомства: Министерство финансов и Министерство императорского двора. Кроме того, «законным нарушением» юридической процедуры могло быть «Особое Высочайшее соизволение». В самом деле, «царь я или не царь!?»

Надо сказать, что формы поощрения лучших производителей в России ранжировались таким образом:

  1. Публичная похвала и одобрение в описании выставки
  2. Денежные премии.
  3. Специальные похвальные медали (золотые и серебряные).
  4. Право употребления государственного герба на вывесках и изделиях.
  5. Высочайшее благоволение.
  6. Медали для ношения на шее, на орденских лентах.
  7. Вручение ордена.

Выставка и конференция «Поставщики Двора Его Императорского Величества»

Звания «Поставщиков Д.Е.И.В.» не распространялись на промышленные мануфактуры. Для них знаком высочайшего качества было разрешение размещать на своей продукции двуглавых орлов. Как правило, это происходило после триумфального участия производителя в международных или Всероссийских выставках. Поэтому часто год под «орлом» соответствует проведению значимой выставки.

В частности, Никольская мануфактура «Саввы Морозова сын и Ко» к 1896 году имела право размещать на своей продукции 3 двуглавых орла! И не зря: благодаря прекрасной репутации морозовской продукции за орехово-зуевские ткани в то время местные производители в Китае и Европе выдавали свою продукцию. То есть подделывали то, что не могли сделать сами. Подмосковным производителям есть, кем гордиться и продолжать славные традиции российских предпринимателей.

А.С.Столяров,
председатель Морозовского клуба,
профессор РАЕ, к.э.н.
Фото предоставлены автором.
сайт Морозовского клуба

16.03.2017 г.

 

Наверх

© White Mouse 2001-2024 г.


Яндекс цитирования
Использование текстов и изображений с White Mouse Site в качестве элементов
других сайтов без разрешения администратора запрещено!