|
Ноябрь 2022 г.
Полезный совет: Архив смотреть с конца.  |
30.11.2022
А вот и ёлочка...
На Октябрьской площади уже поставили и нарядили главную городскую ёлку. Правда, торжественно зажигать её будут завтра, в первый день календарной зимы. Такой праздник для детей уже устраивали в прошлом году. Мы тогда просто пошли на площадь пофоткать ёлочку и попали на концерт, в конце которого её включили. И ещё так классно получилось — с 1 декабря, с густого снегопада, утвердилась зима. Сейчас у нас снег лежит, но не слишком много, да ещё на площади то немногое старательно отодрали до асфальта, то есть до плитки. Выглядит прямо как лет 15 назад, когда у нас несколько раз подряд случались декабри без снега и новогодняя ёлка красовалась на площади в окружении луж и зелёной травки. (Кстати, на нашем сайте можно почитать рассказик «Из истории городской ёлки».) Потихоньку наряжают свои ёлочки и торговые центры (а некоторые не только снаружи, но и внутри). На ближайшую неделю обещают лёгкий мороз, немного тучек, немного солнышка... На Клязьме уже намерзают льдины. Прощай, ноябрь! Здравствуй, зимушка-зима!

|
27.11.2022
К Белому морю на белые ночи. На набережной Архангельска
Продолжаем рассказ о северном путешествии летом этого года.
На вторую белую ночь мы приехали в Архангельск — погулять по набережной Северной Двины. Начали прогулку от знаменитого Архангельского небоскрёба. Мы заприметили его ещё в прошлогодний приезд, но тогда сперва бегом бежали ловить полярное сияние, а потом замёрзли и уже прямой наводкой спешили домой. Местные называют этот дом «Карандаш» или просто «Высотка». Он находится на центральной улице города — Воскресенской, напротив городской администрации. Небоскрёб был построен в течение 1978–83 гг., к 400-летию Архангельска, и сразу задумывался как символ города. При СССР высотку занимали проектные организации. В 1990-е здание стало офисным центром, а на верхних этажах разместилось радиооборудование и студии большинства архангельских радиостанций. (Вот здесь, например, можно почитать ещё о строительстве и дальнейшей жизни Архангельского небоскрёба.) Со своими 24 этажами и высотой 82 метра (а со шпилем около 130 м) небоскрёб долгое время являлся самым высоким зданием всей Архангельской области. Но в 2003 в Архангельске построили 208-метровую телебашню, а в 2018 г. сдали в эксплуатацию 25-этажный ЖК «Империал», ныне являющийся самым высоким жилым зданием Архангельска. В полкý северных высоток прибывает, но самая первая Высотка по-прежнему любима горожанами и считается самым высоким символом столицы Поморья.
[вторая белая ночь...]
Конец июня — начало июля в Архангельске не только время белых ночей, но и изумительная пора цветения сирени. Сирень в Архангельской области растёт немного не такая, как в Подмосковье, — с более длинными, шершавыми на ощупь листьями и мелкими цветочками с остроконечными лепестками. У нас подобная тоже водится, называется сирень венгерская или поздняя. Оказывается, она прекрасно подходит для выращивания в регионах с холодными зимами.
Идём на набережную. Солнце закатилось за горизонт, но по-прежнему светло, в городе даже не включают на ночь уличное освещение, ибо не за чем. На набережной гуляет народ, катается на скейтах и самокатах молодёжь, от одного дебаркадера-ресторана к другому летят звуки музыки. Только не слыхать стрижей — привычных символов лета. На контрасте с родным домом, да и с Вологдой, летними вечерами здесь без стрижей тишина. По-видимому, им слишком холодно, и, несмотря на длиннющий световой день, вывести птенцов и поставить их на крыло стрижи за лето не успевают. И если в Архангельске ещё взвизгнула в небе пара-тройка самых отчаянных, то в Северодвинске этих весёлых птичек мы не заметили совсем.
Впрочем, и за себя, и за того парня отдуваются чайки — тут их несколько видов: и привычные сизые, и черноголовые, и вроде даже слышали крики морских. Не знаю, когда птицы здесь спят, — они летают всю ночь. 
Каменный парапет набережной хранит тепло. Вокруг вьются мелкие насекомые, что-то типа подёнок, бабочек-однодневок, садятся (или падают, это как получится) на тёплый камень и попадают на ужин чайкам. Далеко на фарватере Северной Двины замерли корабли. Может, ждут, когда поднимется для прохода Северодвинский мост, или очереди на разгрузку/погрузку в портовый терминал, что на противоположном берегу...
В этот раз надолго нас не хватило, полученные ещё днём в музее деревянного зодчества впечатления заполнили всё отведённое место, и новым уже некуда было помещаться. Да и ноги устали. К полуночи мы вернулись обратно в Северодвинск. И хотя уже сильно хотелось спать, не удержались и подъехали ещё раз на пляж. Полюбоваться на «стиральную доску» отлива на Белом море. На следующее утро предстоял отъезд домой.
Продолжение следует...
|
25.11.2022
Болеем...
Болеем с начала недели. Грипп. Зиму тоже лихорадит — за прошедшие дни нам успели предъявить и ледяной дождь, когда на зонте и не защищённых им частях пальто за какие-то пять минут намерзала шуршащая ледяная корочка (прикольно пытаться сложить зонтик, когда на куполе поверх ещё один купол, ледяной ), и оттепель с просто дождём (но снега, оказывается, нападало достаточно, чтобы он не успел весь растаять за сутки), и на третий день метель исправляла, заглаживала и маскировала всё, что натворила оттепель. А сегодня в ночь до -10 обещают.
|
19.11.2022
К Белому морю на белые ночи. «Малые Корелы», часть 2
Накануне круглые сутки сыпал снег, и теперь за окном белым-бело. А мы продолжаем рассказ о летней поездке в Архангельскую область...
Следующий сектор музея деревянного зодчества «Малые Корелы» — Пинежский. Здесь постарались воссоздать деревню конца XIX – начала XX вв. с традиционным для пинежья амбарным городком, лесной часовней и интересным экспонатом — сезонным поселением, или «починком» (от слова «начать»). Подобные поселения обычно состояли из крохотных, в несколько раз меньше обычного северного жилища, избушек, топившихся по-чёрному, и таких же небольших амбаров и предназначались для временного, сезонного проживания на период сельскохозяйственных работ или заготовки леса. Зимой в избушках могли останавливаться охотники. Посетителей, пришедших со стороны Мезенского сектора, встречает сенокосное поселение Хорнемское, основанное в конце XIX века в 30 километрах от деревни Хорнема Сольвычегодского уезда (а ныне Верхнетоемского района) для ведения сенокосных работ. Для большей аутентичности поблизости присутствует и небольшое поле со смётанным стогом. 
[продолжаем прогулку...]
Амбарный городок на «гребнях» (столбики, на которых сруб приподнимается над землёй, дабы не гнили от соприкосновения с почвой брёвна пола, проветривалось содержимое и не забирались грызуны), напоминающий сказочные «избушки на курьих ножках», — уникальное явление крестьянского быта Русского Севера, которое сохранилось до наших дней, пожалуй, только в деревнях Пинежского и юга Мезенского районов (см. в самом конце рассказа про тур по деревням в марте 2021). Амбарные городки устраивались в стороне от жилых домов (но всё же на виду), чтобы, не дай бог пожар, уцелели ценные припасы, зерно, добытые за сезон шкуры пушного зверя... В отдалении от основного поселения среди леса таится часовня во имя Пресвятой Троицы. Согласно информационной табличке, объекты религиозного культа зачастую ставились обособленно, в живописном месте, чтобы подчеркнуть особое значение постройки.
Последний на очереди сектор музея — Двинской — представлен постройками, вывезенными из южных районов бассейна Северной Двины (современные Ленский, Красноборский, Верхнетоемский и Холмогорский районы). Климат этих мест позволял успешно заниматься земледелием и скотоводством, а судоходная река служила главной торговой магистралью, связывающей Русский Север с центральными районами страны. Самое внушительное здание «улицы» — дом-двор весьма зажиточного крестьянина Тропина. Помимо жилых и традиционных хозяйственных помещений, на первом этаже хозяин устроил трактир. Также, в подражание городским жилищам, на втором этаже были оборудованы гостиная, кабинет и спальня, обогреваемые печами-голландками. Увы, все экспозиции к этому времени позакрывались, так что внутрь мы не попали.
По соседству с уже привычными огромными домищами неожиданно притулился совсем маленький дом, одноэтажный, без взвоза. Это пример дома крестьянина-бедняка. В центре, в небольшой рощице, устроен пруд с деревянным помостом и лавочками — идеальное место для кормления комаров. Ну и церковь во имя Святого Георгия, 1672 года постройки, самое высокое (31,6 м) здание в музее. Она тоже на реставрации, так что особо ничего и не разглядишь.
Ближе к выходу между Мезенским и Двинским секторами, всё-таки больше на территории Мезенского, на большой поляне устроены несколько столов со скамьями, деревянная горка и качели. Место побеситься детям и отдохнуть и перекусить взрослым. В центре установлена ярко-красная стилизованная лошадка — символ традиционной мезенской росписи по дереву, один из самых любимых образов. Возвращаемся обратно в Каргопольско-Онежский сектор (ведь машину мы оставили на парковке у главного входа), но через другой переход, Важский. Он не такой крутой и многоступенчатый, как Мезенский. При подходе к Мезенскому переходу даже висит предупреждающий плакат, что тот, мол, является достаточно сложным для маленьких детей и лиц с проблемами с опорно-двигательным аппаратом и сердцем, поэтому настоятельно рекомендуем воспользоваться Важским переходом, ну а кто не послушается — сам виноват... Минуем один из двух «Чайных домиков», уже закрытый. Вот и овраг. На противоположном конце перехода, уже на территории Каргопольско-Онежского сектора, виднеется кубическое здание. Оказывается, это водяная мельница. Увы, каких-либо механизмов снаружи было не видать, окна и двери наглухо закрыты, да и ручей, который должен был хотя бы символически течь под мельницей, практически пересох. Дно оврага потихоньку погружается в тень, вах, уже 6 вечера. Мы гуляли по «Малым Корелам» четыре часа! В общем и целом — классно, только очень много. Хорошо в этом плане местным: можно приезжать несколько раз, изучая экспозицию по частям, больше обращая внимания на детали, ряд которых мы наверняка пропустили. На прощание ещё фото колокольни. И домой. Отдыхать и дожидаться наступления второй белой ночи, ведь на неё уже есть планы...
Продолжение следует...
|
17.11.2022
Кажется, зима началась
Вчера в наши края наконец пришла зима. Сперва подморозило, а ночью выпал снег. Правда, до Орехово-Зуева он не дотянул, но в районе Давыдова, Куровского и южнее образовался первый снежный покров.
[смотреть дальше...]
На радостях мы ещё разок метнулись в Воскресенск. Так что вот вам снова фотки парка усадьбы Кривякино, на этот раз присыпанного снегом.
А сегодня и ореховозуевцы поутру проснулись, а за окном земля прикрыта белым покрывалом. Наконец-то светлее на улицах станет. А это фото из нашего Центрального городского парка.
|
16.11.2022
Парк усадьбы Кривякино в Воскресенске
Недавно по солнышку мы ненадолго заехали в Воскресенск. Погуляли в парке «Усадьба Кривякино» на берегу реки Москвы. (Про историю барской усадьбы, где в своё время прошли детство и юность русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова, разлапистый 200-летний дуб возле главного дома, заливной луг и каскад до сих пор сохранившихся прудов интересующиеся могут почитать на официальном сайте усадьбы.) В июне 2020 года старый парк, бывший долгое время до этого заросшим и неухоженным, торжественно открылся после реконструкции. Мы впервые побывали там в прошлом году, тоже в ноябре, и тоже был холодный солнечный день. Здорово, что в обновлённом парке все архитектурные элементы решены в одном стиле, а ещё лучше, что при благоустройстве сохранили старые деревья, даже если они оказывались на пути прокладки дорожек. Сразу вспоминаются примеры нашего парка Победы («до основанья, а затем...») и парка в Ликино-Дулёве, который вообще лыс как коленка. А здесь дорожки просто аккуратно огибают многолетние липы, берёзы и лиственницы.
[прогулка в осеннем парке...]
На каскаде прудов теперь утиная вотчина. На аллеях скамейки и урны, беседки, качели, современные антивандальные бесплатные туалеты. Работает пара кафе, около одного из которых сделали фонтан. В усадьбе с флигелями и ближайшей прилегающей территорией до сих пор продолжаются какие-то реставрационные работы. На высоком берегу реки установлен памятник Лажечникову. На склонах устроили тумбы-лавочки, по-видимому, для любования закатом и панорамой реки Москвы. А вниз, на заливной луг, спускается несколько лестниц, переходящих в аккуратные деревянные мостки-тротуары со встроенными фонариками по бортам.
Как-нибудь надо обязательно приехать сюда поздней весной или летом, когда всё цветёт, зеленеет и бурно радуется жизни. А сейчас клумбы пусты, фонтан отключён, а из обитателей лишь зимующие утки да мелкие пичуги высоко на деревьях — снегири, синицы. В парке ещё живут дятлы. И что-то вдруг вся эта мелочь как раскричится, разволнуется. Мы подошли поближе на резкий крик дятла и разглядели в ветвях небольшой серый комочек. Какая-то пухло-круглая птица замерла неподвижно, а вокруг неё разорялась синичья братия. Сова, что ли? Ха, реально сова! Кто-то типа воробьиного сыча. Сидит спокойно, только недовольно косит жёлтым глазом. Разбудили, понимаешь, негодники! И не отстают. Чего хотят? 
А вот немного фото прошлых лет, когда мы гуляли на берегу Москвы возле усадьбы Кривякино.
|
11.11.2022
К Белому морю на белые ночи. «Малые Корелы», часть 1
Летом этого года мы съездили к побережью Белого моря — полюбоваться настоящими белыми ночами, когда солнце лишь на пару-тройку часов опускается неглубоко за горизонт, а медленный и протяжный закат плавно переходит в такой же рассвет. Гуляли в Архангельске и Северодвинске. Фото-рассказ о приключении я отложила, не закончив. И, пожалуй, сейчас, в эти мрачные и серые дни ноября, будет здорово вспомнить лето и яркие краски. Напоминаю, где можно почитать предыдущие части репортажа:
- К Белому морю на белые ночи. Анонс.
- Дорога.
- Первая ночь на побережье.
- Архангельские болота.
А после изучения болота мы отправились в музей деревянного зодчества «Малые Корелы», что в 25 километрах к юго-востоку от Архангельска, на правом берегу Северной Двины. Пересекали реку по Краснофлотскому мосту, который на тот момент бурно ремонтировали: пескоструили и красили.
[пошли гулять по музею...]
Музей «Малые Корелы» занимает огромную площадь почти в 140 гектаров в живописном месте, где есть и густые смешанные леса, и солнечные зелёные поляны, и сумрачные сырые овраги, и холмы, и берег реки. Первая экспозиция заработала в 1973 году, и до сих пор наполнение музея продолжается. Территория разделена на несколько секторов. Как сказано на официальном сайте «Малых Корел», «Каждый сектор представляет собой модель поселения с характерной для того или другого района планировкой и наиболее типичными постройками. В настоящее время сформировано четыре сектора. Это Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский сектора. В них размещено 120 памятников: церкви, часовни, избы, амбары, бани, мельницы, колодцы. Предстоит строительство ещё двух — Важского и Поморского».
В марте 2021 мы уже ездили в Архангельскую область и познакомились с настоящими северными деревнями с домами-дворами и деревянными церквушками, и даже побывали в уникальном краеведческом музее, где можно потрогать и подержать экспонаты, но тогда всюду лежал глубокий снег, по которому особо не налазаешься. А тут наконец есть возможность поразглядывать старинные постройки вблизи, да и вовнутрь зайти.
Начали мы с Каргопольско-Онежского сектора, представляющего юго-запад Архангельской области. Как гласит информационный щит, для Каргополья была характерна «кончанская» планировка, когда от центра деревни расходятся улицы–«концы». В центре располагался храмовый комплекс в окружении самых богатых домов. Первым делом посетителей встречает здоровенная ветряная мельница 1902 года постройки. Внутри можно изучить поближе механизм: массивные деревянные валы, зубчатые колёса, каменные жернова. Потом по тропинке среди леса мы вышли на «центральную площадь» с храмом и колокольней, только на тот момент, как оказалось, на территории проходили реставрационные работы сразу двух церквей, жилого дома-двора и так, по мелочи — несколько ветряных мельниц, часовенка... Ну а что, лесовоз-манипулятор и дюжие мужики, кидающие толстые брёвна, — это тоже зрелище.
Поначалу мы заходили вовнутрь всех открытых домов, где работали какие-либо экспозиции: выставка строительных технологий XIX – начала XX веков «Рублено топором», интерьеры домов и хозяйственных помещений...
Обошли стоящую несколько в стороне колокольню, датируемую XVI веком — одно из древнейших сооружений на Русском Севере. Её, возвышающуюся на холме, прекрасно видно с дороги, идущей по правому берегу Северной Двины на посёлок Белогорский (и дальше на Пинегу). Но уже на втором секторе — Мезенском — «сдулись». Запала хватило только на выставку «Рыболовный и зверобойный промысел Поморья». К тому же и время подошло к 17 часам, и экспозиции начали закрываться. Но зато мы всласть нагулялись меж потемневших от времени домов с резными наличниками и причелинами (это длинные элементы на фронтонах вдоль скатов крыши). Да и солнышко наконец разогнало облачную хмарь.
Итак, Мезенский сектор. Представляет северо-восточный, самый холодный регион Архангельской области. Основным занятием жителей здесь было не земледелие, а ремёсла и охотничий промысел, изготовление лодок и торговля. В мезенских поселениях дома традиционно располагались по берегам рек. И в Мезенском секторе музея постройки размещены на укреплённом подпорной стенкой берегу речки Корелки. Самый первый дом привлекает внимание ещё и тем, что он разноцветный! По-моему, единственный из представленных на территории музея, украшенный не только резьбой по фасаду, но и красочной росписью. Пусть всего в трёх цветах: кирпично-красный, зелёный и белый, но у остальных северных домов и этого нет. А внутри размещена выставка «Рыболовный и зверобойный промысел Поморья», рассказывающая о типах промысловых морских и речных судов и особенностях добычи рыбы и гренландского тюленя — популярного объекта охоты в XIX веке. Промысел тюленя вёлся всего 4 месяца в году — с февраля по май, и при этом составлял основную статью дохода поморов. Зверобои объединялись в артели-лодки по 3, 5 или 7 человек. Продукция — тюленьи сало и кожа — сдавались перекупщикам и в салотопенные заведения. Топлёное сало морского зверя (не только тюленей, также моржей и китов) продавалось в Архангельске российским и зарубежным купцам и широко использовалось в хозяйстве (для смазки механизмов, освещения, в медицинских целях и т.д.).
Продолжение следует...
|
04.11.2022
С Днём народного единства!
Погода мрачная, противная... Листья облетели, снега нет, темнеет рано. Выдавшиеся три околопраздничных выходных хочется провести, накрывшись одеялом, и наружу не вылезать. Хотя на воскресенье солнышко обещают. Единственный раз за всю первую половину ноября.
|
|